Развитие личности в старшем подростковом возрасте
Страница 2

Возрастная психология » Развитие личности в старшем подростковом возрасте

«Я-концепция». После поисков себя, личностной нестабильности y подростка формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдаленные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов "Я" негармонично. Неустойчивость, подвижность все душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ "Я" достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты (рационализация, проекция).

1) Реальное «Я» включает в себя когнитивный оценочный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент Реального «Я» подростка складывается благодаря самопознанию:

§ физическое "Я", т.е. представления о собственной внешней привлекательности,

§ представления о своем уме, способностях в разных областях,

§ представления о силе характера,

§ представления об общительности, доброте и других качествах.

Оценочный компонент Реального «Я» - для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.

Поведенческий компонент Реального «Я» - представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

2) Идеальное «Я» зависит от соотношения уровня притязаний и самооценки.

§ При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального «Я». Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

§ Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они бyдyт в ближайшем бyдyщем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным – начинает читать художественную и научную литературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте.

Эмоционально-волевая сфера. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.[19]

Страницы: 1 2 3


Генезис взаимоотношений детей младшего школьновозраста со сверстниками
Каждый человек, живущий в обществе, включен в систему социальных отношений, поэтому занимаясь исследованием личности, необходимо рассматривать ее в контексте данных отношений. В нашей стране проблема отношений в значительной степени разработана в работах Н.В. Мясищева. Выделяются два типа отношений: общественные и межличностные, но в да ...

Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет
В юношеском возрасте каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение зародившейся сексуальной чувствительности – это важный компонент юношеского самосознания. Отношения молодых людей к своим сексуальным устремлениям может быть различным: 1. Преувеличение физических аспектов сексуальности ...

Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций.
У человека миндалина (амигдала, миндалевидное тело) представляет собой высокодифференцированное подкорковое ядерное образование крупных размеров, расположенное в глубине височной доли (рис.1). У кошки или обезьяны электрическое раздражение различных отделов миндалины вызывает в принципе те же эффекты, которые наблюдаются при электрическ ...