Введение
Страница 2

На сегодняшний день степень изученности проблемы развития внимания в отечественной и зарубежной психологии изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями развития внимания в младшем дошкольном возрасте представляется весьма проблематично.

Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие особенностей внимания в онтогенезе и механизмы регуляции процессов внимания. Значимыми в этом плане являются труды зарубежный ученых Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин, А. Валлон, К. Коффка, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Е.Б. Титченер и другие.

Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.

Цель исследования: на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза, на этой основе обосновать рекомендации по развитию процесса внимания у младших школьников.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста с различными характеристиками внимания.

Предмет исследования: особенности внимания младших школьников, в учебной деятельности.

Основные задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ проблемы изучения внимания;

2) Определить развитие устойчивости внимания младших школьников;

3) Определить объем внимания младших школьников;

4) Сформулировать рекомендации учителю по организации внимания учащихся младшего школьного возраста.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что:

- развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности;

- комплекс диагностических методик может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения; они могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического процесса.

Методы исследования: в ходе нашего исследования была использована комплексная методика исследования, включающая в себя: метод формирующего эксперимента, тестирование, наблюдение, беседы (с учениками, их родителями и учителями), изучение личных дел учащихся, изучение результатов деятельности учащихся, методы статистической обработки данных. Среди психологических методов были использованы следующие:

1) Методика Шульте-Горбова, предназначена для диагностики устойчивости, распределения и переключения внимания;

2) Методика корректурная проба Бурдона, предназначена для диагностики концентрации внимания.

Достоверность полученных результатов: количественный и качественный анализ данных эксперимента. Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 17.0 для Windows: угловое преобразование Фишера и сдвиг критериев Стьюдента.

Организация исследования: Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе №16, г. Раменское. В нем участвовали 20 учащихся 3 «А» класса, в возрасте от 8 до 9 лет.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и списка использованной литературы. В первой главе «Основные свойства внимания и их проявление в младшем школьном возрасте», на основе обзора литературы мы раскрыли состояние данной проблемы в развитии психологической науки. Рассмотрели основные точки зрения на психологические теории развития внимания. Дали оценку исследуемой проблемы, соотнесли ее с основной задачей исследования и раскрыли основные особенности развития внимания у младших школьников.

Страницы: 1 2 3


Особенности личности пожилого (старого) человека
1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон выделяет несколько хара ...

Феномен Кашпировского
Внушаемость «среднего» человека очень велика - это открыл для себя Анатолий Кашпировский, когда, как он сам писал, с удивлением обнаружил этот факт. Он с успехом использовал феномен массовых состояний для коррекции ряда хронических заболеваний и психологических отклонений, для лечения ожирения и т.п. ...

Основные свойства внимания
Сложная и разносторонние учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. Так она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов и т.д. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выд ...