Успешность спортивной деятельности и общенияСтраница 1
Общение — форма взаимодействия людей, стремящихся выявить психические качества друг друга с целью установления и развития межличностных отношений в ходе взаимодействия.
Межличностное общение располагает обширным арсеналом средств и
методов, начиная с обмена информацией вербального (речевого) и невербального характера, обеспечения взаимопонимания людей, формирования отношений (разрешение конфликтов, внушение, управление поведением), обмена действиями, эффектов присутствия и совместного действия и т. п. [28].
Конечной целью изучения проблем общения в спорте является организация управления общением.
Для того чтобы представлять основы рационального общения в спортивной деятельности, недостаточно рассмотреть только вопросы о содержании, средствах общения, направленности и особенностях обращения спортсменов друг к другу при осуществлении совместных действий. Кроме того, следует выделить факторы, обусловливающие межличностные контакты, критерии оптимальности общения и основы управления им.
К факторам, обусловливающим межличностные контакты в спортивной деятельности, относятся:
- успешность или неуспешность деятельности;
— уровень подготовленности спортсменов;
— статусно — ролевые отношения членов команды;
— межличностные отношения;
— индивидуально — психологические особенности спортсменов;
Критерии, определяющие оптимальность общения, характеризуются степенью соответствия (несоответствия) параметров общения, в — первых, специфическим условиям и требованиям задач коммуникации и деятельности, во — вторых, особенностям непосредственных участников контактирования. В данном случае к параметрам общения следует отнести: средства общения, их содержание, направленность и интенсивность.
В межличностных контактах решаются две взаимосвязанные задачи:
1) коммуникативная;
2) деятельностная.
Решение коммуникативной задачи связано не только с информацией, сколько с воздействием на партнёра с целью изменения (или сохранения) его состояния, активности, поведения, действий. Решая коммуникативную задачу, следует выполнять общие требования к общению: своевременность, ясность, краткость и др.
В спорте выделяют три деятельностные задачи:
— обучение
— воспитание
— достижение определённого результата от деятельности (победа в
соревновании).
Программы обучения должны включать в себя элементы обучения специальным приёмам, методам и средствам общения и элементы развития и совершенствования коммуникативных связей среди спортсменов (в группе).
Задачи воспитания пополняются включением и развитием статусно— ролевых отношений, чтобы сформировать их соответствие условиями взаимодействия.
Задачи, ориентированные на результат деятельности, ведут к развитию и совершенствованию организации, к согласованию действий спортсменов, точности и своевременности согласованной деятельности.
Коммуникативные и деятельностные задачи должны решаться взаимосвязано.
В психологии спорта выделяют принципы, способствующие успешному решению этих задач:
1) адекватность общения по содержанию (соответствие целям, задачам, групповым установкам);
2) адекватность общения по направленности (включение в коммуникативные связи всех членов группы, отсутствие разрывов в межличностных отношениях, преобладание делового общения);
Астигматизм глаза.
Астигматизмом глаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической - (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика. Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии этого дефекта (кстати, не у всех людей проявляющегося в резко ...
Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке. Индивидуальность и личность
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Проблема личности выступает в науке как самостоятельная. И при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые х ...
Типы и виды конфликтов
Существует четыре типа конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ...