Успешность спортивной деятельности и общенияСтраница 1
Общение — форма взаимодействия людей, стремящихся выявить психические качества друг друга с целью установления и развития межличностных отношений в ходе взаимодействия.
Межличностное общение располагает обширным арсеналом средств и
методов, начиная с обмена информацией вербального (речевого) и невербального характера, обеспечения взаимопонимания людей, формирования отношений (разрешение конфликтов, внушение, управление поведением), обмена действиями, эффектов присутствия и совместного действия и т. п. [28].
Конечной целью изучения проблем общения в спорте является организация управления общением.
Для того чтобы представлять основы рационального общения в спортивной деятельности, недостаточно рассмотреть только вопросы о содержании, средствах общения, направленности и особенностях обращения спортсменов друг к другу при осуществлении совместных действий. Кроме того, следует выделить факторы, обусловливающие межличностные контакты, критерии оптимальности общения и основы управления им.
К факторам, обусловливающим межличностные контакты в спортивной деятельности, относятся:
- успешность или неуспешность деятельности;
— уровень подготовленности спортсменов;
— статусно — ролевые отношения членов команды;
— межличностные отношения;
— индивидуально — психологические особенности спортсменов;
Критерии, определяющие оптимальность общения, характеризуются степенью соответствия (несоответствия) параметров общения, в — первых, специфическим условиям и требованиям задач коммуникации и деятельности, во — вторых, особенностям непосредственных участников контактирования. В данном случае к параметрам общения следует отнести: средства общения, их содержание, направленность и интенсивность.
В межличностных контактах решаются две взаимосвязанные задачи:
1) коммуникативная;
2) деятельностная.
Решение коммуникативной задачи связано не только с информацией, сколько с воздействием на партнёра с целью изменения (или сохранения) его состояния, активности, поведения, действий. Решая коммуникативную задачу, следует выполнять общие требования к общению: своевременность, ясность, краткость и др.
В спорте выделяют три деятельностные задачи:
— обучение
— воспитание
— достижение определённого результата от деятельности (победа в
соревновании).
Программы обучения должны включать в себя элементы обучения специальным приёмам, методам и средствам общения и элементы развития и совершенствования коммуникативных связей среди спортсменов (в группе).
Задачи воспитания пополняются включением и развитием статусно— ролевых отношений, чтобы сформировать их соответствие условиями взаимодействия.
Задачи, ориентированные на результат деятельности, ведут к развитию и совершенствованию организации, к согласованию действий спортсменов, точности и своевременности согласованной деятельности.
Коммуникативные и деятельностные задачи должны решаться взаимосвязано.
В психологии спорта выделяют принципы, способствующие успешному решению этих задач:
1) адекватность общения по содержанию (соответствие целям, задачам, групповым установкам);
2) адекватность общения по направленности (включение в коммуникативные связи всех членов группы, отсутствие разрывов в межличностных отношениях, преобладание делового общения);
Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса
Причины возникновения эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопро ...
"Интерперсональная теория психиатрии" Г.С.
Салливана
Еще один представитель неофрейдизма - Гарри Салливан (1892-1949) - психиатр-практик, преподаватель и редактор журнала "Психиатрия", автор концепции межличностной психиатрии.
Г.С. Салливан обратил основное внимание на межличностные отношения, связывая неврозы с нарушениями в процессах коммуникации, а не с фиксациями либидо в р ...
Основные этапы психического развития человека. Введение
Учебно-методическое пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено для студентов дневной, заочной и ускоренной форм обучения по специальности «Педагогика и психология».
Возрастная психология – одна из основных дисциплин, освоение которых необходимо для профессиональной деятельности педагога-психолога, так как это наука, изучающ ...