Успешность спортивной деятельности и общенияСтраница 3
Экспериментально доказано, что при работе с группой спортсменов тренер добивается максимальных результатов в управлении коммуникацией, если регулирует направленность общения так, чтобы психические связи между членами группы совпадали, с деятельностными связями соответствовали логике и требованиям процесса взаимодействия. В этом случае тренер должен прилагать особые усилия к работе с лидерами группы, главным образом, с отрицательными.
Важно грамотно построить свою работу. Тренеру следует разделить процесс осуществления работы с лидером на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе важно:
1) провести серию наблюдений за общением и результативностью лидера, чтобы выяснить, в каких именно ситуациях его поведение является нежелательным, насколько типично это поведение и на кого чаще всего направлены негативные реакции спортсмена;
2) выявить внутреннюю психологическую картину конфликтов через индивидуальные беседы со всеми участниками совместной деятельности, которые дадут личные оценки ситуации и поведения партнёров;
3) попытаться проанализировать поведение лидера и совместно с ним выяснить: как он понимает своё поведение, какую роль он отводит себе, знает ли о том, что отрицательно действует на состояние и деятельность других членов группы.
На основном этапе следует:
1) составить конкретную программу действий и поведения лидера в изученных ситуациях (ориентируясь на контакт с определёнными партнёрами);
2) разъяснить лидеру цель и содержание предполагаемых изменений в его поведении и действиях;
3) организовать обучение лидера, правилами эффективного общения, формируя его способность более чутко реагировать на состояние партнёров по спортивной деятельности, понимать их;
4) реализовать программу.
На заключительном этапе необходимо:
1) наблюдать за общением и результативностью деятельности лидера, чтобы своевременно выявлять недостатки в проведённой работе;
2) выявить, какие изменения происходят в отношениях между спортсменами и в результативности их совместной деятельности через собственные наблюдения и беседы со всеми участниками деятельности;
3) проанализировать реальные изменения во взаимоотношениях в группе, в деятельности спортсменов, в поведении лидера, пытаясь совместно с ним выяснить его понимание сути проведённых изменений и реальных результатов от них, его отношение к своей роли, недостатки его действий;
4) внести необходимые корректировки в план дальнейшей работы, в действия и поведения лидера.
Для оптимизации общения в спортивных группах надо выполнять ряд требований:
1) проводить предварительное планирование воздействий и желаемых внутригрупповых связей;
2) организовывать межличностное общение и взаимовлияние между членами группы;
3)регулировать и корректировать воздействия на основе текущего контроля за их эффективностью;
4) обязательно проверять, соответствуют ли результаты воздействий ожиданиям [23].
Спортивная деятельность, как и всякая иная, не может существовать сама по себе: она всегда возникает и направляется определёнными мотивами и всегда протекает в определённых организационных формах, которые в своём существе диктуются данным обществом и поэтому обязательно отражают его социальные особенности.
Психологический анализ спортивной деятельности показывает, что в ней проявляются многочисленные психические функции, свойственные человеку, а также разнообразные черты его личности, в том числе и социально — психологические. Материалы психологических исследований различных видов спортивной деятельности позволяют так определить психологическую структуру спортивной деятельности:
Конкурс хвастунов
Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, чт ...
Становление эго-психологии. Эго-психология: результат развития психоанализа
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по ч ...
Семь основных приемов информационно-психологического воздействия или
"азбука пропаганды"
С точки зрения истории справедливо отметить, что одной из первых попыток систематизации приемов информационно - психологического воздействия на массовое сознание с помощью пропаганды, явилось описание в ряде зарубежных и отечественных источников технологии стереотипизации и "большой лжи", а также выделение следующих семи основ ...