Успешность спортивной деятельности и общенияСтраница 5
Ступени спортивного мастерства образуются сменой привычного на противоположное. Каждое спортивное достижение — это "скачок" в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых. Сначала человек выбирает карьеру, потом карьера выбирает его. Другими словами, происходит самодетерминация развития, отражающаяся в цикличности спортивной деятельности: макро-, мезо- и микроциклах спортивной подготовки, каждый из которых воспроизводит в определённом масштабе психологическую структуру спортивной деятельности в целом [34].
Эффективность общения определяется многими факторами. Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы неуправляемы, по крайней мере, в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться преподавателем при построении стратегии и тактики общения.
Внешние факторы общения. К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность учащегося и социально — психологические особенности коллектива учащихся, отношение учащихся к учителю.
1. Ситуация общения во многом определяет и характер и эффективность общения. Одно дело общаться в спокойной ситуации, другое дело — в напряжённой или конфликтной. В последнем случае меньше возможностей реализовать цель общения, так как учитель сталкивается с внутренним сопротивлением учащихся. В конфликтной ситуации усиливается роль психологических установок, предвзятости мнений, логические доводы воспринимаются плохо. С другой стороны, в напряжённой ситуации, вызванной отсутствием информации для достижения значимой цели, общения учителя с учащимися может быть облегчено, так как последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.
2. Обстановка общения. Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения учителя с учащимися обстановка должна меняться.
3. Особенности коллектива учащихся — класса или спортивной команды— тоже влияют на эффективность общения. Ведь каждый учащийся представитель, какой — то социальной группы. Если группа является зрелой в социальном отношении, то внушающие воздействия педагога оказываются более эффективными.
4. Отношение учащихся к учителю может выступать в роли своеобразного психологического барьера.
Отношение учащихся к учителю проявляется в выборе формы общения: от одного учителя ученик готов принять категорический отказ, от другого — нет; в выборе условий общения: с одними людьми мы можем общаться где угодно, с другими — только в определённой обстановке [15].
Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определённым правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплочённости команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха [6].
Концепция распределенности памяти
Опыты с локальными раздражениями мозга показали, что след памяти через разное время реализуется разными мозговыми структурами или их частями.
Распределенность памяти по структурам мозга. Опыты с избирательной электрической стимуляцией различных структур мозга показали, что их нервные клетки вовлекаются в процесс воспроизведения следа и ...
Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни. Терминология
В связи с тем, что проблема психической депривации находится в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.
Зачастую авторы сужают термин соответств ...
Приложения
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
1. Запоминание картинок и предметов:
Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали ...