Успешность спортивной деятельности и общенияСтраница 6
Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает определённое влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между её участниками. Ибо любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их конкретными правами и обязанностями.
Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли её предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора.
Справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения.
Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности.
В этой связи М.С. Каган отмечает, что вопрос заключается в том, согласимся ли мы считать деятельностью только операции, производимые субъектом с объектами, или же будем понимать под деятельностью всю полноту и целостность проявлений действенной энергии человека как субъекта. Если деятельность человека не сводить к его предметной деятельности, то общение естественно впишется в это целокупное и разностороннее проявление человеческой активности.
Рассмотрение общения как деятельности имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет использовать соответствующий понятийный аппарат, получивший признание, как в психологии, так и в педагогике.
Заслуживает внимания концепция деятельности, разработанная в трудах Б.Ф. Ломова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других психологов. Согласно этой концепции, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Осуществить анализ деятельности — значит, указать, в чём состоит её предмет, выяснить побуждающие её мотивы, описать разновидности действий и операций, составляющих эту деятельность.
В психолого-педагогической литературе используются понятия "типы" и "виды" общения как определённые разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что — видом общения учёные, занимающиеся проблемами профессионально — педагогического общения, не придерживаются.
Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению учёного, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично — ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение.
В игровом общении нет такой жёсткости в регламентации отношений между субъектами. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, и уровень их доминирования будет зависеть не от положения начальника или подчинённого, а от проявления лучших качеств партнёров в различных ситуациях игры. Игровое общение несёт в себе большой эмоциональный заряд, который способен стимулировать творческую активность, как отдельной личности, так и группы. Результаты игрового общения довольно сложно прогнозировать.
Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев [20]. Учёный утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую "клеточку" анализа "чистое" межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность общественных отношений. Поэтому А.А. Леонтьев исходит из того, что общение — это процессы, осуществляющиеся внутри определённой социальной общности — группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения.
Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: “стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой сис ...
Психолого-педагогическая поддержка социально
дезадаптированных несовершеннолетних
Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, в ...
Гномики
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5—6).
Один колокольчик должен быть испорченный (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают ко ...