Успешность спортивной деятельности и общения
Страница 7

В реальных жизненных ситуациях партнёры обычно не задумываются о том, на каком уровне протекает их общение. К тому же этот процесс, как правило, осуществляется не на одном, а на нескольких уровнях. При этом один из партнёров может быть не заинтересован в том, чтобы проинформировать другого о своих истинных намерениях.

Так, манипулятор может настолько тщательно скрывать свои манипуляции, чтобы у собеседника, да и у сторонних наблюдателей их диалога может возникнуть впечатление, что их общение протекает без ухищрений и уловок, без манипуляций, т. е. на игровом или деловом уровне.

Понимание особенностей общения на различных уровнях позволит педагогам и всем, кто постоянно погружён в сферу "человек — человек", быть не пассивным участником общения, а осознанно включаться в процесс взаимодействия с людьми, в определённой степени управлять этим процессом.

Педагогу важно задумываться над такими вопросами:

1) Почему ученик задаёт тот или иной вопрос? Что им движет? Чего он хочет?

2) Как подобрать нужные слова для ответа ученику?

При этом важно понимать, что ученик может руководствоваться двумя принципиально важными для него моментами:

— получить информацию о том, что его действительно волнует, что имеет значение для его жизни (возможно, что и не по теме урока);

— набрать дополнительные "очки" в глазах своих одноклассников за счёт оригинального острословия, за счёт того, что педагога удалось поставить в неловкое положение и "загнать в тупик" благодаря тому, что сумел "увести" урок в другое русло [21].

По мнению Е.П. Ильина, общение это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых существ, в первую очередь для человека.

Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию людей.

Этот вид коммуникации и относится к общению. Часто понятие "общение" используется не по назначению или слишком широко.

Общение людей — это связь между ними, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживаниях и взаимопонимании.

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное — общение между двумя субъектами (учитель — учение), личностно — групповое — общение между одним человеком и группой (учитель — класс) и межгрупповое (между классами).

Личностно — групповое общение осуществляется учителями физической культуры на уроке в два раза чаще, чем межличностное, причём эффективность первого несколько выше, чем второго. Первое чаще используется с целями обучения, второе — с воспитательными целями (Д.А. Мишутин).

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.

Деловое общение учителя с учащимися происходит на занятиях в школе, во время внеклассной и внешкольной спортивно — массовой работы с детьми.

Это общение характеризуется соподчинённостью или соотнесением, в зависимости от социального статуса и роли общающихся. Например, общение между учителем физической культуры, с одной стороны, и классом или спортивной командой, с другой стороны, носит характер соподчинения: младшие подчиняются старшему. В тоже время учащиеся, находящиеся в одной спортивной команде и имеющие одинаковый социальный статус, имеют между собой соотнесённое общение, основанное на равенстве прав и обязанностей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Связь сплоченности группы и эффективности работы
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высок ...

Приемы активизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводств
Потерпевший и свидетель – важнейшие участники криминального события, в памяти которых имеется ценная для следствия информация, которую надо использовать полностью. Изучение психофизиологических свойств потерпевшего и свидетеля, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возмо ...

Статус ребенка в школьном коллективе
Школьный класс является центром жизни для ребят. Как правило, это значимая группа для многих учеников, т.к. здесь ребята имеют огромный полигон для разнообразного рода самоутверждения: как в деловых, так и в личных взаимоотношениях. Л.И. Божович отмечает, что утрата соответствующего положения в школе или неумение оказаться на его высоте ...