ПриложенияСтраница 1
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
1. Запоминание картинок и предметов:
Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
2.
Рисование по памяти:
Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
Приложение 2
ДИАГНОСТИКА ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
1. В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.
Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т.д. Заодно здесь исследуется и его наблюдательность, уровень развития речи.
Приложение3
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Итак, первая группа заданий относится к непосредственной тренировке памяти. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.
Второй тип упражнений – это запоминание всевозможных таблиц. Например, покажите таблицу 3 x 4 или 5 x 6 клеточек, где записаны либо цифры, либо буквы. После этого закройте таблицу листом бумаги, а ребенок должен воспроизвести ее.
Возможен более легкий вариант – в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот – что было зеленого цвета, что розового.
Еще одно упражнение того же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного – двух цветков с картинки.
Приложение4
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Упражнение 1. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».
Упражнение проводится в два этапа. т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
Грузовик Умная кошка Гнев Мальчик-трус Веселая игра Капризный ребенок Дерево Хорошая погода Наказание Интересная сказка
Серия № 2
Веселый праздник Радость Темный лес Болезнь Отчаяние Быстрый человек Смелость Печаль Глухая старуха Теплый ветер
Серия № 3
Сомнение Зависть Сила воли День Успех Страх Скорость Сильный характер Справедливость Хороший товарищ
2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Приложение5
Таблица 1. Результаты изучения уровня развития произвольной памяти
Имя ребенка |
Возраст |
Количество баллов |
Аня |
5 |
17 |
Дима |
6 |
21 |
Илья |
5,5 |
15 |
Инна |
4,5 |
22 |
Лёва |
5 |
19 |
Матвей |
4,4 |
22 |
Маша |
5,8 |
20 |
Наташа |
5,3 |
18 |
Полина |
6 |
21 |
Эдгар |
6 |
21 |
Никита |
5 |
20 |
Саша |
4 |
19 |
Дарья |
4,7 |
21 |
Полина |
5,1 |
16 |
Ксения |
4 |
20 |
Рома |
5 |
18 |
Вика |
5 |
18 |
Семён |
4 |
21 |
Костя |
6 |
18 |
Показатели по группе |
4-5 |
21 |
Базовая потребность возраста
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года ...
Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности
Мотивация
– это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.
Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминаю ...
Развитие
в онтогенезе
Рецептурный аппарат у ребенка в значительной мере созрел для функционирования уже к моменту рождения. Развитие восприятия ребенка является в основном развитием осмысливания чувственных данных ощущения, осознанием их предметного содержания. Раннее осмысливание восприятия предметов не исключает того, что оно проходит длинный путь развития ...