Успешность спортивной деятельности и общения
Страница 10

Показано, что успешной деятельности спортсменов является оптимальное соотношение у них стремления к успеху и желания избежать неудачи, так как ориентация исключительно на успех снижает устойчивость к неизбежным в спорте неудачам, а доминирование стремления избежать неудачи провоцирует защитные стратегии поведения, препятствующие самореализации спортсменов.

Многолетние исследования психологических предпосылок достижений высококвалифицированных спортсменов дают возможность очертить основные контуры личностно — деятельностной концепции самореализации личности в спорте.

Её основные черты:

1) осознание невозможности подготовки профессионала высокого класса посредством решения частных задач совершенствования отдельных сторон спортивной деятельности;

2) ориентация на психологически ориентированное проектирование деятельности;

3) рассмотрение в качестве критериев профессионализма, как высокого уровня достижений, так и их психологической стоимости, профессионального долголетия, сохранения физического и психического здоровья, благополучия жизненного пути;

4) включение в круг условий профессиональной самореализации не только освоения операционального состава деятельности, но и характера взаимодействия с жизненным контекстом спортивной деятельности;

5) рассмотрение в качестве существенного регулятора профессиональной самореализации субъективной картины деятельности, складывающейся у высококлассного профессионала;

6) принятие во внимание долговременности включения спортсменов в спортивную деятельность и возникновение в связи с этим её долговременных регуляторов, способных повлиять на то, как воспринимаются те или иные ситуативные воздействия.

Специальная психологическая теория спортивной деятельности, отвечающая указанным критериям, может стать основой построения психологического обеспечения подготовки спортсменов по опережающему принципу, позволяющего заблаговременно формировать психологические предпосылки раскрытия потенциальных возможностей спортсменов, определить место каждого этапа многолетней подготовки в решении этой задачи [9].

Теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг другу в процессе совместной деятельности и общения.

Спортивная деятельность предъявляет значительные требования не только к специальной подготовке спортсменов, но и к умению строить отношения с людьми, особенно в командных видах спорта.

Спортивной команде свойственны все социально-психологические закономерности малой группы.

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами и отношения спортсменов с тренером.

От степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности.

Тренер в свою очередь, должен оказывать существенное влияние на все факторы, определяющие в той или иной степени социально-психологический климат спортивной команды. Умение тренера строить деловые и личностные отношения со своими воспитанниками, облегчает решение воспитательных задач, формирование гармоничной личности спортсменов, раскрытие их потенциальных возможностей, а так же создает благоприятные условия для управления командой.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 


Методы изучения внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
Очевидно, что уровень развития младших школьников –интеллектуальный, моральный, межперсональный значительно отличает их от взрослых. Причем в рамках младшего школьного уровня можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многи ...

Аддикция отношений
В чистом виде характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают «группу по интересам». Члены этой группы постоянно и с удовольствием встречаются, ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящем свидании с друзьями. ...

Функции невербальных сообщений
Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации? Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о: темпераменте человека; его эмоциональном состоянии в данной ситуации; его «Я»-образе и самооценке; его личностных свойствах и качествах; его коммуникативной компетентности (то, как он вс ...