Успешность спортивной деятельности и общения
Страница 9

Профессиографическое направление Г.В. Суходольский подразделяет на:

— профессиоведческое, состоящее в комплексном изучении профессий с экономической, социальной, психологической и других сторон;

—психографическое, ориентированное на психологическое обеспечение профессиональной успешности работника. Основным содержанием деятельности психографического направления является анализ психограмм определённого вида профессиональной деятельности, представляющих собой достаточно полное описание профессионально важных свойств человека как субъекта труда.

Если исходить из классификации Г.В. Суходольского, то в психологических исследованиях спортивной деятельности можно выделить, во — первых, общетеоретический её анализ и, во — вторых, профессиографические описания, психограммы отдельных видов спорта.

К теоретическому анализу спортивной деятельности, основанному на общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), обращались в своих работах А.Ц. Пуни, В.А. Демин, А.В. Родионов, О.В. Дашкевич, Т.Т. Джамгаров. Значительное число исследований посвящено психографическому анализу различных видов спорта [7, 16].

В работах, посвящённых психологической характеристике отдельных видов спорта, проявилась не разработанность психологической теории спортивной деятельности, вследствие которой оказалось сложным соответствие свойств психики с теми или иными структурными единицами спортивной деятельности. Не меньшие трудности возникают при анализе соотношения требований к психике различных компонентов спортивной деятельности. Именно поэтому, по справедливому замечанию Э. Герон, психологические характеристики отдельных видов спорта отличаются описательным характером, скорее суммированием, чем обобщением результатов исследований, касающихся специфики требований к психике конкретного вида спорта, что не позволяет построить на основе такого описания систему психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Многие спортивные психологи отмечают такую особенность развития исследований спортивной деятельности, как относительно независимое рассмотрение её особенностей и особенностей личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Рассмотрение особенностей спортивной деятельности независимо от субъекта А.Ц. Пуни расценивал как теоретически неправомерное явление, так как процесс любой деятельности не может осуществляться без человека, без личности и неконструктивен в прикладном плане. Как альтернативу изучению спортивной деятельности независимо от её субъекта А.Ц. Пуни рассматривает изучение деятельной личности, т. е. "человека действующего, понимающего, мыслящего, творящего, общающегося, переживающего, преобразующего действительность самого себя".

Таким образом, А.Ц. Пуни приходит к заключению о необходимости переориентации исследований в психологии спорта на изучение деятельной личности спортсмена.

Значительное число исследований посвящено мотивации спортивной деятельности (4, 11, 12, 27). В них установлено наличие оптимума силы мотивации, наиболее благоприятствующего высокой результативности деятельности, величина которого зависит от индивидуальности спортсменов и сложности, решаемых ими задач; более позитивное влияние на эффективность работы по совершенствованию спортивного мастерства, внутренней мотивации по сравнению с внешней.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Старенькая бабушка
Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой — внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным ...

Описание методики исследования
Опросник Леонгарда (Шмишека) Опубликован Г.Шмишеком в 1970 г. В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполаг ...

Формирование личности
Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие про­цес­са целеобразования и со­от­вет­ст­вен­но раз­ви­тия дей­ст­вий субъ­ек­та. Дей­ст­вия, все бо­лее обо­га­ща­ясь, как бы пе­ре­рас­та­ют тот круг деятельностей, ко­то­рые они реа­ли­зу­ют, и всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с по­ро­див­ши­ми их мо­ти­ва­ми. Яв­ле­ния та­ко­го п ...