Успешность спортивной деятельности и общения
Страница 9

Профессиографическое направление Г.В. Суходольский подразделяет на:

— профессиоведческое, состоящее в комплексном изучении профессий с экономической, социальной, психологической и других сторон;

—психографическое, ориентированное на психологическое обеспечение профессиональной успешности работника. Основным содержанием деятельности психографического направления является анализ психограмм определённого вида профессиональной деятельности, представляющих собой достаточно полное описание профессионально важных свойств человека как субъекта труда.

Если исходить из классификации Г.В. Суходольского, то в психологических исследованиях спортивной деятельности можно выделить, во — первых, общетеоретический её анализ и, во — вторых, профессиографические описания, психограммы отдельных видов спорта.

К теоретическому анализу спортивной деятельности, основанному на общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), обращались в своих работах А.Ц. Пуни, В.А. Демин, А.В. Родионов, О.В. Дашкевич, Т.Т. Джамгаров. Значительное число исследований посвящено психографическому анализу различных видов спорта [7, 16].

В работах, посвящённых психологической характеристике отдельных видов спорта, проявилась не разработанность психологической теории спортивной деятельности, вследствие которой оказалось сложным соответствие свойств психики с теми или иными структурными единицами спортивной деятельности. Не меньшие трудности возникают при анализе соотношения требований к психике различных компонентов спортивной деятельности. Именно поэтому, по справедливому замечанию Э. Герон, психологические характеристики отдельных видов спорта отличаются описательным характером, скорее суммированием, чем обобщением результатов исследований, касающихся специфики требований к психике конкретного вида спорта, что не позволяет построить на основе такого описания систему психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Многие спортивные психологи отмечают такую особенность развития исследований спортивной деятельности, как относительно независимое рассмотрение её особенностей и особенностей личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Рассмотрение особенностей спортивной деятельности независимо от субъекта А.Ц. Пуни расценивал как теоретически неправомерное явление, так как процесс любой деятельности не может осуществляться без человека, без личности и неконструктивен в прикладном плане. Как альтернативу изучению спортивной деятельности независимо от её субъекта А.Ц. Пуни рассматривает изучение деятельной личности, т. е. "человека действующего, понимающего, мыслящего, творящего, общающегося, переживающего, преобразующего действительность самого себя".

Таким образом, А.Ц. Пуни приходит к заключению о необходимости переориентации исследований в психологии спорта на изучение деятельной личности спортсмена.

Значительное число исследований посвящено мотивации спортивной деятельности (4, 11, 12, 27). В них установлено наличие оптимума силы мотивации, наиболее благоприятствующего высокой результативности деятельности, величина которого зависит от индивидуальности спортсменов и сложности, решаемых ими задач; более позитивное влияние на эффективность работы по совершенствованию спортивного мастерства, внутренней мотивации по сравнению с внешней.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
Характерно для людей, совершивших или пытающихся совершить попытку самоубийства. Истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых – не лишить себя жизни, а продемонстрировать окружающим это намерение. Одной из самых распространенных причин суицида явля ...

Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя.
Первая и наиболее общая особенность оперативной памяти руководителя состоит в достаточно высокой мере ее сформированное™ и уровне развития в целом, в ее «натренированности», в овладении способами и средствами оперативного запоминания и воспроизведения информации. Этот вид памяти по уровню своего развития должен занимать в структуре мнем ...

Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса
Причины возникновения эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопро ...