Приложения
Страница 8

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерсту), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Оценивается и содержание

рисунков. Рисунки

животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок — в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

Тест «Опросник Айзенка»

— направлен на исследование

трех индивидуальных качеств ребенка — интравертность—экстравертность, нейротизм и лживость.

Стимулъный материал: 60

вопросов и бланк ответов.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю вопросы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две колонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».

Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается инструкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно 1—1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, сказав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос. После окончания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущенный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Эпигенетический принцип
Центральным для созданной Эриком Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.Под этим Эриксон понимает следующее: 1) в принци ...

Анализ управленческой деятельности
Взаимодействие участников целостного управленческого процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий управленческого анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах ...

Консультирование глазами клиента
Случается, что в последней беседе клиент пытается сформулировать, что же значит для него подобный опыт. Это спонтанное выражение заслуживает нашего внимания, потому что оно во многом совпадает со взглядом на консультирование, которого придерживается автор книги. Испытывая новые ощущения, клиент старается описать их своими словами и, исх ...