Социально-психологические особенности спортивной группы
Страница 3

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Социально-психологические особенности спортивной группы

— совместная общественно — политическая деятельность;

— политическая и идеологическая общность;

— наличие общей цели деятельности;

— организационная оформленность;

— отношения взаимопомощи и сотрудничества на основе общественной собственности на средства производства;

— наличие определённых общих установок и ценностных ориентаций.

Это даёт нам основание понимать в социально — психологическом плане под коллективом физической культуры сознательно организованную группу людей, созданную для их же совместной общественно полезной деятельности в сфере целей, общественно — политического сознания, самоуправления и определённой системы взаимоотношений.

А.С. Макаренко, решая проблему классификации коллективов социалистического общества, брал за основу характер и длительность контактов, существующих между их членами, и подразделял коллективы на первичные и основные.

При этом под основным коллективом он понимал такое объединение, которое включает в себя ряд соподчинённых первичных. Подобный подход позволяет выяснить специфику, взаимоотношений и характер связей людей в каждом из них, правильно определить функции коллектива в обществе, а также принципы его организации и руководства. В сфере физической культуры следует принимать во внимание ещё и различия в общественной роли и функциях тех или иных коллективов в едином общественном организме.

Наиболее существенным показателем в характеристике малой группы является её структура, рассматриваемая на уровне философской категории. В социально — психологическом плане она может быть представлена и как образец оценок, когда под ней понимаются закреплённые оценки определённых отношений между индивидами. В свою очередь, под образцами оценок подразумевается способ, каким члены группы оцениваются в качестве партнёров по объединению.

Центральное место в осмыслении структуры малой группы имеет понимание внешней и внутренней сторон этой структуры. Внешняя сторона структуры малой группы как необходимое условие её существования, функционирования и развития характеризует среду обитания малой группы и определяет её место в обществе. Внутреннюю же сторону образуют многочисленные проявления группового сознания, а также структура социальных ролей, связи внутри группы, устанавливаемые путём общения, и т. д. Исследование структуры малой группы не может ограничиваться изучением только одной из этих сторон. Оно возможно лишь при синтезированном подходе, учитывающем их единство и диалектическую взаимообусловленность.

В динамике групповой жизни взаимоотношения, а также взаимопонимание, взаимосогласованность могут иметь большее значение, чем умение, навыки, мастерство всех участников группы в отдельности.

Установлено, что в спортивных играх взаимопонимание, согласованность действий, взаимное одобрение и поощрение игроками друг друга позволяют командам, которые стоят ниже по мастерству, побеждать более высококлассные, но разобщённые команды. Дезорганизация в команде приводит к "окостенению" её структуры, что делает группу неспособной адекватно реагировать на предъявляемые к ней требования и быстро перестраиваться в соответствии с решаемой задачей [8].

Спортивной группе свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы:

1) автономия группы, её некоторая обособленность от других групп;

2) сплочённость, наличие чувства "мы";

3) контроль за поведением членов группы;

4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определённую роль согласно занимаемому им в группе положению);

5) иерархия членов группы;

6) конформизм (приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок);

7) добровольность входа и выхода из группы;

8) стремление сохранить оптимальный объём группы;

9) интимность (члены группы в достаточной степени знают личные и интимные стороны жизни каждого);

10) стабильность;

11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в неё, стремление действовать, так как это принято среди тех, кто привлекателен;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Развитие личности дошкольника
«Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. 1. Эмоциональная сфера. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но ...

Развитие речи в младенчестве
До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь ...

Анализ результатов проведенной лекции
В результате проведения лекции по теме «Адаптация и дезадаптация младшего школьника» педагогами были заполнены анкеты обратной связи. Анализ результатов данных анкет позволил понять, в каком направлении необходимо вести работу с педагогами в начальной школе, какие аспекты требуют особого внимания, а какие уже прочно усвоены педагогами. ...