Социально-психологические особенности спортивной группы
Страница 4

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Социально-психологические особенности спортивной группы

12) психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают своё удовлетворение или неудовлетворение;

Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые особые признаки:

1) направленность на достижение высоких личных и командных результатов;

2) специфичность ролевых действий;

3) относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень членов;

4) половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта);

5) специфичность мотивов вступления в группу и присутствия в ней;

б) спонтанность организации [23].

Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательные общения друг с другом по определённым правилам.

В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимоотношения между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплочённости команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха. Социально — психологические исследования в спорте ставят целью изучение влияния различных форм и видов общения и взаимоотношений участников спортивных различных групп, команд, клубов, спортивных организаций на соревновательную успешность спортсменов.

"Малой группой" в спорте является любая спортивная команда, бригада спортсменов, спортивный класс, учебная группа в ДЮСШ и др. В малых группах люди общаются лицом к лицу, что даёт им возможность непосредственно воспринимать друг друга и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений. Удобным методом изучения взаимоотношений в спортивных командах является социометрия.

Считается, что сплочённость игроков команды влияет на успешность её соревновательной деятельности. Однако в практике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессиональных командах. Командная сплочённость является социально — психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом "Мы" и противопоставлением себя соперникам словом "Они".

При этом под командной сплочённостью специалисты в области спортивной психологии обычно понимают межличностное притяжение игроков, взаимную симпатию, дружеские отношения между игроками, формирующими психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как спортивного микросоциума [6].

Отношение каждого члена общества к занятиям спортом определяется, с одной стороны, системой установок и оценочных суждений его ближайшего социального окружения, с другой — его личностными особенностями и индивидуальным опытом [39].

В спортивной психологии исследование межличностных отношений сконцентрировано вокруг понятий групповая динамика, групповая сплоченность, лидерство и общение. Практически каждое из этих понятий имеет самое непосредственное отношение к процессу становления команды, характеризует динамику ее организованности. Наиболее сложным и существенным для спортивной деятельности и физического воспитания является становление и сохранение сплоченности [28].

Существует 4 основных фактора, влияющих на развитие сплоченности у спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой:

Факторы среды, которые являются наиболее общими, характеризуют нормативные силы, способствующие сплочению группы. Это могут быть контракты, спортивные стипендии, регламент соревнований, возраст, этнические особенности.

Для личностных факторов, характерна высокая степень изменчивости. К числу личностных факторов относят индивидуальные особенности личности спортсменов (темперамент, характер, способности, мотивация).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Социальные установки (аттитюды). Функции, компоненты и влияние на поведение
Аттитюд (социальная установка) состояние мысленной и нервной готовности, возникающее на основе опыта и оказывающее направляющее и стимулирующее влияние на реакцию индивида по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми он связан. Аттитюд явл. оценочным представлением об объектах, людях, идеях, событиях Аттитюд к любому объекту, ...

Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет (школьный возраст) и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлен ...

Потребность как источник активности личности
Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек хотел того, что ему необходимо. Т.е. потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с ос ...