Социально-психологические особенности спортивной группыСтраница 6
В тех видах спорта, где приходится иметь дело с риском, людей объединяет чувство общей опасности, и это ещё больше сплачивает их в спортивной жизни. Спорт даёт человеку возможность свободно раскрывать себя в деятельности, которая ему по душе, содействует его самоосвобождению и ведёт к более естественному образу жизни. Именно поэтому спортсмены в отношениях между собой более доверительны, откровенны и общительны.
Значение спорта в том, что он вырабатывает в людях трудолюбие, способствует устранению "неспортивных" различий, например различий классовых или культурных. Спорт уничтожает многие барьеры, мешающие развитию человеческих отношений. Спорт также представляет собой фактор, который способствует преодолению склонности человеческой души к одиночеству, так как благодаря участию в соревнованиях эта сторона человеческой природы в некоторой степени видоизменяется и приобретает новые качества.
И, наконец, если верно, что все факторы, способствующие установлению человеческих отношений, есть в спорте, то эти человеческие отношения становятся сильнее в результате требований, которые предъявляет к человеку неотделимое от спорта чувство товарищества.
Спорт способствует развитию человеческих отношений, необходимость чего очевидна.
Следовательно, развитие таких отношений становится функцией спорта, которую он выполняет не только в своих собственных интересах, но и в интересах всего общества. Осуществление спортом этой функции приводит к выработке у занимающихся им определенного образа жизни и поведения, воздействующего и на другие сферы жизни. Этому образу жизни и поведения органически присущи простота, искренность, прямота и уважение к окружающим [5].
Психологический климат — объективно существующее явление. Он создаётся под влиянием двух факторов:
1) социально — психологическая атмосфера общества в целом.
2) микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды.
Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом.
Очень важным является и понятие социально — психологического климата как одного из компонентов внутренней структуры малой группы. Он определяется стойким настроением последней, от которого зависит степень активности группы в достижении стоящих перед ней целей. Большой интерес вызывает и социально — психологическая атмосфера группы, которая не всегда отчётливо осознаётся в силу того, что обладает меньшей по сравнению с климатом устойчивостью. На её развитие в значительной степени оказывают влияние внешние отношения группы, которые складываются из взаимоотношений спортсменов с судьями, зрителями и др.
Но совершенно особое место занимают структура и содержание взаимоотношений спортсменов и тренеров, руководителей и подчинённых в физкультурных организациях, которые нередко играют решающую роль в процессе всей деятельности.
Принятие групповых норм, взаимная привязанность членов группы создают основу для высокой её сплочённости, проявляющейся во взаимопомощи и взаимной ответственности участников.
В.В. Давыдов выделяет несколько факторов, характеризующих привязанность индивида к данной группе:
1) значимость группы для индивида, обусловлена как идеологическими и моральными ценностями группы, так и её способностью удовлетворять потребности индивида;
2) конкретная значимость других групп;
3) ощущение общности судьбы с другими участниками группы;
4) ощущаемый престиж группы.
Эффективность групповых действий связана с характером связей их исполнителей. При этом наилучшее решение проблем достигается не при иерархической структуре, а при более гибкой ситуативно меняющейся структуре.
Членов каждой физкультурно-спортивной малой группы объединяет общая цель и установка на совместное достижение, что, в свою очередь, рождает взаимосвязанность их действий. Поэтому группа не может ограничиться лишь распределением функций между членами. У неё имеется много средств для того, чтобы управлять поведением индивида, используя его внутренние возможности.
Теория поля Курта Левина
Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
Понятие "поля" связывается Левиным с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих "здесь и сейчас" в его психоло ...
Разнообразие эмоциональных явлений
Все многообразие эмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на положительные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.
По форме протекания все эмоцио ...
Основные принципы методологии познания в юридической психологии
Вопросы методологии и деонтология юридической психологии следует рассматривать сквозь призму положения о единстве диалектики, логики и теории познания, в соответствии с которым логика как система определенных категорий, содержательный аспект познания, процесс возникновения и развития знания является одновременно и диалектикой - учением ...