Социально-психологические особенности спортивной группыСтраница 5
Среди мотивов выделяют 3 основных: мотивацию на задание, мотивацию аффилиации и самомотивацию.
Командные факторы, связаны с групповыми критериями эффективности, желанием добиться успеха и стабильность команды. Команды, характеризующиеся большим стремлением к групповому успеху, обычно демонстрируют более высокие уровни групповой сплоченности.
Факторы руководства, включают стиль и поведение тренеров и учителей физической культуры, а также их взаимоотношения с группами. Называют и другие факторы, предопределяющие сплоченность. Эти факторы также имеют непосредственное отношение к сплоченности.
Рассмотрим некоторые из них:
Командная удовлетворенность и сплоченность имеют много общего. Хотя между сплоченностью и удовлетворенностью отличают тесную взаимосвязь, для объяснения взаимоотношения между сплоченностью, удовлетворенностью и результатом используют 2 различные модели.
Подчинение. В результате психологических исследований было установлено: чем сплоченнее команда, тем больше влияния группы отдельных ее членов.
Стабильность характеризует степень "текучести кадров" в команде. Команды с относительно постоянным составом в течение определенного периода времени являются более стабильными, сплоченными и в конечном итоге успешно выступающими. Сплоченность и стабильность команды характеризуются круговой взаимосвязью. Команды с высоким уровнем сплоченности характеризуются высокой сопротивляемостью "разрыву" команды по сравнению с командами с низким уровнем сплоченности.
Групповые цели. В условиях взаимодействия группы цели устанавливаются для всей группы. Групповые цели не являются простой суммой личных целей. Члены группы, которые считали, что их команда сосредоточена на определении групповой цели и соревновании, характеризовались более высокими уровнями сплоченности.
Приверженность занятиям. Установлено, что около 50% занимающихся бросают занятия спортом. У людей, бросающих занятия, более слабое восприятие задания, поставленного перед коллективом, и более низкий уровень социальной сплоченности в сравнении с теми, кто продолжает заниматься. Занимающиеся с высоким уровнем сплоченности реже пропускают занятия и реже опаздывают, чем занимающиеся с низкими уровнями сплоченности. Сплоченность не всегда улучшает групповую деятельность, тем не менее, она создает среду, которая способствует положительному взаимодействию между членами группы.
Препятствием формированию групповой сплоченности являются: столкновение личностей в группе, конфликты, нарушение общения между членами группы или между руководителем группы и ее членами, борьба за власть одного или нескольких членов группы, частая смена членов группы, не согласие с групповыми целями.
Сплоченность развивается посредством общения по поводу задания тренера и социальных проблем. В результате члены группы становятся более открытыми, больше общаются и внимательнее слушают друг друга. Большую роль в повышении открытости общения играет тренер [24].
Отношения между спортсменами отличаются большим своеобразием: они устанавливаются довольно легко и носят открытый характер. В большинстве случаев спортсмены сразу же начинают называть друг друга по имени. Однако за кажущейся фамильярностью часто скрывается чувство. Усилия, а нередко и страдания, связанные с достижением победы, вызывают у спортсменов по отношению к своим коллегам искреннее сострадание.
Можно сказать, что в результате вступления в спортивные отношения с другими людьми выявляется подлинное значение личности человека и его свободы. Зачастую в этих отношениях наиболее отчетливо выступают лучшие стороны человека.
Чем объяснить тот факт, что человеческие отношения в спорте достигают такой глубины, и что спорт становится фактором, играющим важную роль в установлении между людьми самых разных отношений?
Дело в том, что существенный для спорта элемент физического контакта особенно сближает людей. Это создает основу для установления отношений равенства между ними, человек сильнее осознает, что он существует "для кого — то" и "вместе с кем — то". Физические упражнения устраняют физическое "расстояние".
Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения
студенческой молодежи. Теория социальной аномии Э.
Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением
В древнегреческом языке anomos означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». (Этот термин встречается у Еврипида, Платона, в XVI веке — у французского философа и социолога Жана Мари Гюйо и в трудах других мыслителей). Родоначальником социальной аномии считается французский ученый Э. Дюркгейм. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: ...
Развитие речи детей в норме
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким ...
Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости
С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет).
По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и дев ...