Социально-психологические особенности спортивной группы
Страница 8

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Социально-психологические особенности спортивной группы

Подготовка спортсменов связана с длительными тренировками в различных условиях, с выполнением большого объёма упражнений, значительной физической нагрузкой. Всё это вызывает наступление утомления. В это время тренер должен с пониманием относиться к снижению активности у спортсменов и ухудшению их настроения. В таких случаях следует добиваться, чтобы провинившегося спортсмена осудили его товарищи, а не сам тренер. Это повышает чувство ответственности перед коллективом.

Спортсменам, слабо или неудачно выступившим на соревнованиях, нужно чётко объяснить причины этого и указать недостатки, прибавив, что, устранив их, можно рассчитывать на победу в следующий раз. В таких случаях необходимо вселить в воспитанников уверенность в своих силах и способностях.

Размышляя о социально — психологическом климате группы, нетрудно заметить, что многое в этой сложной системе зависит от взаимоотношений [23].

В жизни отдельного спортсмена или команды существует тесная связь уровней потребности (их 5) с элементами социально — психологического климата — конфликтностью, совместимостью, межличностными отношениями, отношением к тренировочной и соревновательной деятельности и т. д.

Так связь потребности в самосохранении (1 уровень) с одним из базовых элементов СПК — отношением к тренировочной и соревновательной деятельности состоит в том, что спортсмен на тренировках выполняет такой объём нагрузки, а на соревнованиях ту долю риска, которые гарантируют ему сохранение жизни и здоровья.

Всё, что выходит за пределы нормального функционирования внутренних систем вызывает охранную реакцию организма и психики спортсмена (В.Л. Марищук, 1992). В отличие от положительной взаимосвязи, когда потребность в самосохранении обуславливает отношение к тренировке, в практике спортсмена имеет место отрицательная связь. В подобных ситуациях спортсмен сознательно идёт к запредельным нагрузкам, иногда с помощью стимуляторов, пренебрегая ради достижения успеха своим здоровьем и жизнью [17].

В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально — психологической основой этой системы, согласно взглядам А.В. Петровского, является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, т. е. закреплёнными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, и престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, — имеет определённое положение в системе групповых межличностных отношений. В связи с этим в жизни коллектива функции организаторов могут выполнять те лица, за которыми все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы. Таких лиц, которые обладают способностью вести за собой других, объединять их стремления в выполнении общей задачи, прилагать больше других усилия к созданию единства действий, влиять на групповые настроения, на формирование мнений, называют лидерами. Тех лиц, которые официально назначаются на выполнение этих функций, (староста) называют организаторами.

Е.С. Кузьмин рассматривает лидерство как процесс внутренней социально — психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы за счёт индивидуальной инициативы участников.

В социальной психологии вопросам руководства и лидерства придаётся большое значение, потому что психологически правильное управление способствует повышению эффективности коллективной деятельности, расширению воспитательных функций коллектива [37].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Установка как основа этих иллюзий
Что же, если не «ожидание», в таком случае определяет поведение человека в рассмотренных выше экспериментах? Мы видим, что везде, во всех этих опытах, решающую роль играет не то, что специфично для условий каждого из них,- не сенсорный материал, возникающий в особых условиях этих задач, или что-нибудь иное, характерное для них, — не то ...

Особенности личности пожилого (старого) человека
1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон выделяет несколько хара ...

История детской практической психологии. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам дет ...