Социально-психологические особенности спортивной группы
Страница 8

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Социально-психологические особенности спортивной группы

Подготовка спортсменов связана с длительными тренировками в различных условиях, с выполнением большого объёма упражнений, значительной физической нагрузкой. Всё это вызывает наступление утомления. В это время тренер должен с пониманием относиться к снижению активности у спортсменов и ухудшению их настроения. В таких случаях следует добиваться, чтобы провинившегося спортсмена осудили его товарищи, а не сам тренер. Это повышает чувство ответственности перед коллективом.

Спортсменам, слабо или неудачно выступившим на соревнованиях, нужно чётко объяснить причины этого и указать недостатки, прибавив, что, устранив их, можно рассчитывать на победу в следующий раз. В таких случаях необходимо вселить в воспитанников уверенность в своих силах и способностях.

Размышляя о социально — психологическом климате группы, нетрудно заметить, что многое в этой сложной системе зависит от взаимоотношений [23].

В жизни отдельного спортсмена или команды существует тесная связь уровней потребности (их 5) с элементами социально — психологического климата — конфликтностью, совместимостью, межличностными отношениями, отношением к тренировочной и соревновательной деятельности и т. д.

Так связь потребности в самосохранении (1 уровень) с одним из базовых элементов СПК — отношением к тренировочной и соревновательной деятельности состоит в том, что спортсмен на тренировках выполняет такой объём нагрузки, а на соревнованиях ту долю риска, которые гарантируют ему сохранение жизни и здоровья.

Всё, что выходит за пределы нормального функционирования внутренних систем вызывает охранную реакцию организма и психики спортсмена (В.Л. Марищук, 1992). В отличие от положительной взаимосвязи, когда потребность в самосохранении обуславливает отношение к тренировке, в практике спортсмена имеет место отрицательная связь. В подобных ситуациях спортсмен сознательно идёт к запредельным нагрузкам, иногда с помощью стимуляторов, пренебрегая ради достижения успеха своим здоровьем и жизнью [17].

В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально — психологической основой этой системы, согласно взглядам А.В. Петровского, является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, т. е. закреплёнными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, и престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, — имеет определённое положение в системе групповых межличностных отношений. В связи с этим в жизни коллектива функции организаторов могут выполнять те лица, за которыми все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы. Таких лиц, которые обладают способностью вести за собой других, объединять их стремления в выполнении общей задачи, прилагать больше других усилия к созданию единства действий, влиять на групповые настроения, на формирование мнений, называют лидерами. Тех лиц, которые официально назначаются на выполнение этих функций, (староста) называют организаторами.

Е.С. Кузьмин рассматривает лидерство как процесс внутренней социально — психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы за счёт индивидуальной инициативы участников.

В социальной психологии вопросам руководства и лидерства придаётся большое значение, потому что психологически правильное управление способствует повышению эффективности коллективной деятельности, расширению воспитательных функций коллектива [37].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Модификации аутогенной тренировки низшей ступени
1. Модификация Мюллера-Хегеманна (1957). Основываясь на работах об обширном представительстве в корковых структурах лица (особенно языка) и кисти (особенно большого пальца), Мюллер-Хегеманн модифицировал методику Шульца, введя несколько дополнительных формул, а именно: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно в ...

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи
Подросток по-прежнему продолжает жить вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора взаимных оценок. Обычно семья относиться к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, ко ...

Способы преодоления конфликтов, и разрешения конфликтных ситуаций. Конфликтология
В 80-ые годы XX века на основе социологии и психологии возникла самостоятельная наука конфликтология. Ее основной задачей является разработка принципов и технологий управления конфликтами и конфликтными ситуациями. Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их разре ...