Социально-психологические особенности спортивной группы
Страница 7

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Социально-психологические особенности спортивной группы

Эту задачу группа решает с помощью постоянно действующего регулятора, распадающегося на три элемента: требование к индивиду, фиксация фактического его поведения и оценка соответствия этого фактического поведения требованию.

Механизмом регулятора поведения индивида является групповое мнение, выражающееся в том, что оно организует действие других механизмов в определённом направлении и придаёт их действию социально значимый характер. В ходе оценки фактического поведения лиц, составляющих группу, выявляются те, кто наилучшим образом отвечает требованиям группы. Эти лица могут выступать в качестве примера, образца для всех остальных членов, давая тем самым группе дополнительный механизм мобилизации [8].

Социально — психологический климат — степень удовлетворённости основных социальных потребностей членов спортивного коллектива.

Социально — психологическую атмосферу определяет, прежде всего, характер нигде не зафиксированных, но достаточно высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение, которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует контролировать коллективное мнение.

Таким образом, тренер оказывает существенное влияние практически на все факторы, определяющие в той или иной степени социально психологический климат спортивной команды. Умение тренера построить правильные деловые и личностные отношения со своими воспитанниками, хороший рабочий контакт облегчают решение воспитательных задач — формирование гармоничной личности спортсменов, раскрытие их потенциальных возможностей, а также создаются благоприятные условия для управления командой.

Эффективность работы тренера в известной мере определяется и проявляется в результатах, достигнутых руководимой им командой. Но успех совместной деятельности зависит не только от усилий руководителя, но и от таких социально — психологических явлений, как лидерство, особенности социальной перцепции, статусно — ролевых характеристик, от индивидуально — психологических свойств игроков, целей и задач, которые перед собой ставят тренер и спортсмены. Воздействия тренера опосредуются этими социально — психологическими явлениями, и при анализе его деятельности необходимо учитывать их влияние.

Действия, усилия и стремления тренера определённым образом фиксируются в сознании его воспитанников, формируя соответственное отношение и оценку его профессиональных, личностных качеств и особенностей поведения. От того, как воспринимается и оценивается тренер спортсменами, во многом зависит удовлетворённость или неудовлетворённость той или иной стороны отношений. Выяснение характера взаимоотношений с тренером даёт возможность раскрыть и психологические резервы, которые обнаруживаются в сохранении либо в повышении эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и команды в условиях возрастающей её напряжённости и усложнённости [29].

Благоприятный социально — психологический климат группы складывается из:

— наличие товарищества;

— взаимопонимания;

—доброжелательности и поддержки (что формирует у спортсменов чувство уверенности, стимулирует проявление положительных эмоций);

— строгого соблюдения этических норм поведения (так как при высоком психическом напряжении и утомлении человек чаще проявляет раздражение, грубость, более подвержен апатии, вследствие чего повышается значение нравственных качеств).

Нарушение этических норм поведения, например, грубое отношение тренера к спортсмену, особенно

накануне соревнований, может привести того к срыву регуляторных механизмов самосознания, блокировать процесс формирования мобилизационной готовности и способствовать неудачному выступлению в соревнованиях.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Психология возрастных этапов развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Шкала Апгар – тест на жизнеспособность, который используется сразу после рождения ребенка, в течение первых 5 минут жизни. Критерии жизнеспособнос ...

Общая психологическая подготовка. Формирование спортивно важных качеств и мотивации спортсменов
Общая психологическая подготовка - это особо важный специфический процесс формирования значимых для конкретного вида спорта признаков у спортсмена или тренера (иногда называют «волевой подготовкой», в силу значимости волевых качеств в спортивной деятельности). Формирование спортивно важных качеств у спортсменов. Несмотря на постановку ...

Теоретические основы проблемы исследования влияния игры на развитие самооценки дошкольников. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольно
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1]. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой актив ...