Результаты исследования
Страница 4

«+» - положительный выбор

«-» - отрицательный выбор

На основе социоматрицы, нами была построена социограмма, которая дает наглядное представление о внутригрупповых взаимоотношениях.

Для выявления соотносительного авторитета, по признакам симпатии и антипатии, волейболистки были разделены на 4 зоны:

1) «зона звезд» (2 чел.) — в нее вошли лица, набравшие не менее 11 выборов. Девочки, находящиеся в этой зоне, в силу характера имеют склонность к общению. В ситуации возникновения конфликта они стремятся к компромиссу, либо к избеганию. Агрессивные реакции проявляются в виде вербальной агрессии, чувства вины. Уровень агрессивности низкий.

2) «зона предпочитаемых» (3 чел.) — в нее вошли лица, набравшие от 6 до 7 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству или к компромиссу. В конфликтных ситуациях склонны к вербальной агрессии. Уровень агрессивности соответствует норме.

3) «зона отвергаемых» (3 чел.) — в нее вошли лица набравшие от 4 до 3 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству и компромиссу. Агрессивная реакция проявляется в виде подозрительности и

чувства вины. Уровень агрессивности ниже среднего.

4) «зона изолированных» (6 чел.) — в нее вошли лица, набравшие от 1 до 2 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к сотрудничеству, соперничеству. Уровень агрессивности низкий.

В результате социометрического исследования мы получили обобщенную картину состояния системы межличностных взаимоотношений. Она характеризуется особым диагностическим показателем уровнем благополучия взаимоотношений.

В спортивной команде волейболисток отмечается низкий уровень благополучия, т.е. «зона звезд» и «зона предпочитаемых» в сумме меньше зон «принебрегаемых» и «изолированных». Процент «отвергаемых» и «изолированных» составил 64,2%, а индекс групповой сплоченности 0,04%. Это свидетельствует о низком уровне благополучия взаимоотношений.

Таким образом, для спортсменок имеющих высокий социометрический статус, вошедших в «зону звезд» и «зону предпочитаемых» характерны следующие особенности:

— склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, сангвиник--экстраверт, флегматик-интроверт.

— направленность на общение.

— низкий уровень агрессивности.

— реакция на конфликт компромисс.

— проявление агрессивных реакций в виде вербальной агрессии, чувства вины.

Для волейболисток вошедших в зону «отвергаемых» и «изолированных», имеющих низкий социальный статус характерны следующие особенности:

—склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, холерик--экстраверт, сангвиник-экстраверт.

— уровень агрессивности низкий.

— реакция на конфликт, соперничество.

Таким образом, результаты социометрического анализа показали, что роль лидера в группе занимают меланхолики-интроверты, сангвиники--экстраверты, флегматики-интроверты. Наибольшей популярностью в группе пользуется сангвиник-экстраверт № 9 и меланхолик-интроверт № 1, склонные к компромиссу и избеганию.

Спортсменки, склонные к соперничеству, подозрительности отвергаются во внутригрупповых взаимоотношениях.

Необходимо отметить, что тренер исследуемой группы использует демократический стиль руководства, в конфликтных ситуациях предпочитает компромисс либо избегание, тип темперамента — сангвиник-экстраверт.

Основываясь на полученные данные и годовой план воспитательной работы в спортивной школе, нами разработан план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.

1) беседы тренера со всей командой включающие информацию об основных трудностях возникающих при взаимодействии спортсменов в конфликте, средствах разрешения межличностных конфликтов, стилях поведения, методах саморегуляции в спорте.

2) индивидуальные беседы тренера со спортсменами «звездами», «предпочитаемыми» и ориентация спортсменов на установление взаимодействие с «отвергаемыми» и «изолированными». (Работа в парах на тренировочных занятиях).

3) практические тренинго-игровые упражнения тренера с группой направленные на:

Страницы: 1 2 3 4 5


Кризис «середины жизни»
Наиболее дискуссионным вопросом является вопрос о кризисе середины жизни, его хронологических границах, содержании и применении в отношении кризиса понятия нормативности. В связи с последним, некоторые западные исследователи придерживаются «модели перехода» и определяют задачи развития для каждого периода взрослости. Большое значение пр ...

Н.Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии. Психология как точная наука. Учение о потребностях. Темперамент и характер
Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) был сподвижником Н. А. Добролюбова. Его взгляды, отмечает Б. Г. Ананьев, «представляют глубоко продуманную концепцию, оказавшую большое влияние на развитие русской научной психологии от Сеченова до наших дней». Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России ...

Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков
Понятие наркомания происходит от греческого слова "нарко" - сон, оцепенение и "мания" - страсть, безумие. Путь к безумию с помощью наркотических средств - самый короткий. Достаточно один раз не устоять перед искушением, удовлетворить свое любопытство о действии наркотического вещества и в результате можно потерять жи ...